суббота, 25 декабря 2021 г.

«Крошки мои»… Надя

анжела джерих
12 августа 2020

С Надей я познакомилась у Марьюшки на каком-то очередном празднике: то ли дне рождения, то ли дне строителя, то ли дне учителя, которые Марьюшка всегда отмечала  хлебосольно и созвав  множество подруг. Подруги эти, надо сказать, были в основном женщинами пенсионного возраста и советского образца, однако веселые, могущие хорошо выпить-закусить, а потом и песни попеть.

На их фоне Надя, которую я тогда увидела в Марьюшкиной компании впервые, выглядела совсем просто – обычная пожилая женщина, правда, достаточно высокая и крупная, круглое лицо, на носу очки в пластмассовой светлой оправе, из-под повязанного платка выбиваются седые волосы… Она помогала хозяйке накрыть стол, а потом села недалеко от меня. В ходе застольных разговоров начинаю между делом знакомиться с гостями, ибо не всех знаю по именам. Спрашиваю ее: «Как к Вам можно обращаться?» «Надя», - коротко и весело отвечает она. Надя, так Надя, хотя вижу, что ей лет под семьдесят (в два раза старше меня). Так мы и познакомились) За столом Надя все больше помалкивала, но внимательно наблюдала за присутствующими, пряча быстрый глаз за стеклами очков.

А вот продолжилось наше знакомство уже в более тесном кругу, на Марьюшкиной даче. К тому моменту я уже знала от Марьюшки, что Наде совсем не семьдесят, а где-то около девяноста (вот это да!), и что она молодой девчонкой всю войну отпартизанила и даже была ранена, с личной жизнью после войны у нее не заладилось, и муж уже умер, а взрослый сын пьет, и что за свои боевые заслуги она совсем недавно наконец получила от государства квартиру, из которой ее периодически выгоняет  пьющий отпрыск. Вот такая нелегкая жизнь была у Нади. Но тем не менее!.... Но тем не менее покорила меня эта женщина не своим героическим прошлым)))

Однажды, будучи приглашены с Надей к Марьюшке на дачу и справившись там с огородными делами, мы организовали небольшое застолье. Как я уже говорила, Марьюшка была очень хлебосольная хозяйка, поэтому всегда под рукой имела не только хорошую закуску, но и определенный запас собственноручно выгнанной самогонки. Поэтому к ужину мы уютно расположились на  веранде за накрытым столом, разложили по тарелкам горячую «свойскую» картошку с укропчиком, сало, свежий огурчик, налили по рюмкам домашний самогон и….. И тут девяностолетняя Надя неожиданно торжественно произнесла: «Ну что, крошки мои, вздрогнем?!» То есть представляете себе, да? Взрослая серьезная женщина в простецком «бабушкином» платочке и немного смешных очках, за плечами которой партизанский отряд и немцы, держит в руках рюмку самогона и в качестве тоста  цитирует слова Фаины Раневской из «Золушки», потому что «крошки мои» Надя взяла именно оттуда))) И потом сколько бы встреч и совместных застолий с Надей не случалось, эти ее «крошки мои» при поднятой рюмке были неизменны, а мой восторг от личности и слов тостующего неиссякаем! К слову, при более близком знакомстве Надя оказалась женщиной очень умной, живой, разносторонне развитой и вместе с тем довольно скрытной и не привыкшей выставлять напоказ свои чувства и эмоции.

Потом через пару лет ушла из жизни Марьюшка, и мы с Надей перестали пересекаться. Но я частенько вспоминала ее, думала, жива ли она...

А потом однажды осенью, слякотным и промозглым  днем я встретила Надю возле продуктового магазина, где на небольшом пятачке народ приторговывал всякой всячиной в виде закаток, редьки и сушеных яблок. Надя стояла недалеко от них, хоть и в стареньком пальто, но все такая же статная, с гордо поднятой головой и держа в руках что-то пестрое.  Я очень обрадовалась нашей встрече и подошла к ней. Надя рассказала, что осталась совсем одна – сын умер, а невестка с внучкой общаться не хотят. Надя не жаловалась мне, нет, она просто рассказывала о том, что произошло в ее жизни.  Чтобы не поддаться тоске и одиночеству, женщина придумала себе занятие – распускает старые кофты и вяжет из них разноцветные тапочки. А потом приходит сюда, к магазину, и продает их. Иногда продажи удачные, а иногда и нет. Но Надя не отчаивается, приходит домой, распускает старые кофты и снова вяжет новые тапочки. «Когда считаешь и пересчитываешь петли, - сказала она мне, - ненужные мысли не лезут в голову». Я скупила у Нади всю ее нехитрую огородную зелень в виде двух пучков сельдерея и пообещала через пару дней принести ей  несколько мотков старых ниток... А потом выпал снег... И когда я спустя пару, но уже не дней, а недель пришла на магазинный пятачок, Нади с ее тапочками не было. Не пришла она ни завтра, ни послезавтра….. И больше я Нади уже никогда не видела.

Так и осталась она в моей памяти  высокой сильной женщиной, с хитрым быстрым взглядом за стеклами очков и выбившейся из-под платка седой прядью волос… Женщиной, девчонкой убивавшей немцев, а в конце своей долгой жизни - бесконечно распускающей старые кофты, чтобы не сломаться от одиночества.  Так  до сих пор я и помню ее под именем «Надя – Крошки мои»… Удивительная женщина.

Урок от Нади:  Если в вашей жизни случится невыносимое одиночество, то сколько бы вам не было лет,  спасением может быть любое творчество.

Худ. Анжела Джерих

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О взаимовдохновении

04 августа 2020 Нередко в сетях наблюдаю, как авторы интересных и познавательных страничек начинают переживать за то, что их, наверное, ни...