среда, 20 марта 2024 г.

Мой грузинский дневник

анжела джерих
Предыстория:  лет тридцать назад я побывала по молодежной путевке в Грузии, в результате чего влюбилась в эту страну, ее людей в целом  и одного молодого человека в частности))) Поэтому все эти годы мне хотелось поехать туда снова. И вот, спустя тридцать лет, пазлы сложились, так что я села в автобус и двинула навстречу приключениям. Дорога была долгой, делать в ней было нечего, поэтому я развлекалась тем, что писала дорожные заметки, которые и выкладываю теперь в блог. Как писала, так без всякой корректуры и причесывания и выкладываю. Итак, поехали...

День 1. Автобус - неприятный сюрприз: есть в салоне нельзя. Предлагается съесть ссобойку на санитарных остановках. Все бы ничего, но там же надо будет как-то успеть сходить в туалет и размять ноги. На первой такой стоянке лил дождь)) Так что ели, пИсали, мокли и разминались.

На спинках кресел нет сеток для мелочи. Туалет в рф 25 копеек. В рб 1 рубль.

Куратор нашей группы после оглашения различной информации сказал, что создаст в вайбере чат, где все участники тура смогут общаться, делиться впечатлениями и т.д. Я внутренне рассмеялась - люди едут в одном автобусе и будут неделю жить бок о бок в одной гостинице, поэтому все, что захотят сказать, смогут сделать вживую)) Или сейчас это уже не??...

Орловская область - на время ее проезда нас заставили пристегнуться ремнями, потому как, по словам куратора, орловские дэпээсники любят тормозить туравтобусы и штрафовать непристегнутых туристов. Единственная область необъятной Расеи, где мы часа полтора-два ехали с ремнями)

За час до Воронежа - наконец приличное кафе с хорошей горячей едой. Взяла пюрешку с капустным салатиком (200 рэ) , чтобы не объедаться на ночь, но в меню были оч аппетитные котлетки, тефтельки и голубчики))

Ночевка в гостинице Бенефит Плаза (Воронеж). Шикарный отель. В номере есть полотенца, гель, мыло, зубная щетка, водичка, ну и все бытовые приборы, включая холодильник. Помылись и вырубились)

День 2. Завтрак в отеле - оч сытный. Проехали по Воронежу - оказалось, огромнейший город. Мдя... Буду знать.

анжела джерихПока курила утром, узнала, что у одной жо из группы был вчера дээр, они вечером бухнули, а теперь ее друзья решили заказать у наших водил поздравление. Поэтому в 7 утра по ушам грянула самая моя ненавистная песня - аллегровское "с днем рождения, удачи, радости, веселия", а потом николаевское "я тебя поздравляю", ну и заодно и светка соколова с розовыми розами. Карл, 7 утра! Пипец!

Едем. В автобусе кондей, а за бортом +34. На стоянках во время перекуров спасает сильный ветер.

Проезжаем черноземье - сплошные подсолнуховые поля и кое-где кукурузные. Ощущается близость Ростова-на-Дону - на заправках процентов восемьдесят - армяне, толстенькие, упитанные с такими же кругленькими женами и детьми.

Обедала в кафе под названием "Царица полей" (шучу) "Кукуруза" - капустный салатик + печеная в духовке молодая картошка и две тефтельки = 300 рэ. Вкусно. Но пришлось лезть за рублями в заначку))) Быстрее бы Грузия, шоле..

В автобусе сегодня показывают сериал Папик. Громко. Очень. Но я два раза уснула. В какой-то момент прислушалась к диалогам - боже, какое днище и примитив, героиня постоянно орет, у актрисы, играющей ее, плохая речь, выдающая банальную недалекость... Лучше бы старые фильмы крутили, там хотя бы говорят грамотно...

Краснодар. Ооо - нацколорит ощутимо изменился))) город полон бородатых "кадыровцев"))) В женском туалете тоже новшество - стоят кувшины для подмывания. И да - унитазов нет. Советские корыта в полу... И полчища комаров)))

День 3. Пишу про него в день 4-й, так как накануне не было ни сил, ни времени.

Ночью, а вернее в 2 утра начался штурм границы. Сначала с российской стороны - просто показали паспорта во Владикавказе. Потом, часа через два - ночное прохождение на грузинской стороне фэйс-контроля по паспорту. Меня строгий погранец, конечно же, попросил снять очки ибо разница с фото вполне очевидна))) Далее в огромнейшем потоке машин долго ехали по нейтральной зоне. Ехали крайне медленно из-за узкой, ухабистой и забитой впритык транспортом дороги. Верхний Ларс - красивейшее ущелье, где был финал перехода: прохождение паспортного контроля, заветный штампик в паспорте и ура! Здание кпп - в стадии начала постройки, просто плиты, сделан только центральный зал. В местный туалет зайти не рискнул никто))) Фотографировать нельзя, а жаль, потому как в ущелье встретили первый грузинский рассвет. Весь переход занял 5 часов.

После границы едем голодные. Сдача денег за тур + сразу запись на экскурсии. Оплата тут же, поэтому пришлось быстро развинчивать флакон (с заначкой).  Заезд на фотозону (Казбек и что-то от Церетели), среди туристов - куча мусульман и их жен в платках и длинных платьях. Заезд на голубое водохранилище (название хэзэ, потом узнаю), полдень - дикая жара, поэтому красот не хотелось, а хотелось в автобус под кондей.

Остановка на то ли обед, то ли ужин в уже грузинской харчевне. Молодой официант говорит только по-английски. Потом подошла русскоговорящая и приветливая  девушка. Взяла аджапсандал и хлеб = 15 лари. На заказанный хлеб принесли целую его корзину)) Ура! С голода не помру))) Соседка заказала на себя и дочку по 10 хинкали, их очень долго делали, она там что-то много оплатила, а сдачи так и не дождалась. Мне сдачу принесли, ибо я не торопилась и ждала. И да - пока им несли хинкали, видимо очень голодная девочка смотрела,  как я ем,  и я поперхнулась)

Вечером уже Тбилиси. Гостиница. Экскурсия по городу. Молнии. Дегустация. Продавались жареные каштаны (?). Три часа пешком. Не устала... Тбилиси - совершенно мой город!

Вечером заскочила в магазинчик возле отеля - ничего перекусить нет. Сигареты по 7 лари. Душ и вырубилась. Завтра вставать в 6 утра - к отелю должны подъехать местные коробейники, рекомендованные нашим куратором. Хотелось бы глянуть, чо у них там...

А! Обещала дать отзыв на гостиницу)))

День 4. На покупку специй не успели - ни у кого не зазвенел будильник. Оказалось, суббота же! ))) С утра комфортно, ибо ветер.

Завтрак в тбилисском отеле - неожиданно вместо сухпайка дали роскошный шведский стол. Пробую джонджоли  - очень понравились!

Едем в Боржоми. Послушав профгруппорга про минералку, решила, что даже не буду с ней морочиться) И не морочилась)) Поэтому после дегустации везу 2 литра киндзмараули (24 лари) и 1 литр шоколадного коньяка (25 лари). Потом подумала, что вина надо было брать на литр больше - пить на море для нормализации давления))) Еще взяла специи -  сванскую соль и сухую аджику.

Боржоми чудесен!   Взяла морожко шоколадное в рожке за 3 лари. Пысы: ела его, как ворона, и даже толком не вытерла рот, так и селфанулась. Вечером в Кобулети глянула наконец в зеркало, а у меня весь рот в шоколадной каемочке - ггг))) так и ехала 4 часа в автобусе))) зато на фото губы яркие)))

И двигаемся в Кобулети. Гостиница - вполне приличная. Душ, конечно, своеобразный, но видела в тырнете и была готова. Чисто, полотенца и бумага есть. Мусорки маленькие, поэтому решили своими пакетами выбрасывать. Уборка по требованию (оставляется записка на ресепшене). Можно самим брать щетку и совок, что мы и делаем после пляжных камней))) Фен только на цокольном. Внизу своя столовая, персонал местный. В дальней части столовой кормят других отдыхающих за плату. Сеть работает хорошо, но только когда на ней немного народа. После обеда, когда все разбрелись по номерам, плохо грузит аудио-видео. Во дворике есть 2 крытые беседки. На одной из них я пока бываю одна - курю и пью кофе. Управделами постоянно подходит, интересуется, что нравится, что нет.

Ужин - половина хачапури, 5 хинкали (видимо, это стандартная порция здесь). Думала, все это не осилю, но залетело на ура))) Комплимент - белое вино. Без ограничений. Мы, конечно, воспользовались и в итоге выползли из зала последними, после чего пошли на море.

анжела джерих
Купаться особо не рискнули из-за сильных волн, но в воде повалялись от души (и наволокли в душ кучу гальки). Вода - парное молоко. Прогулялись по центру, купили пачку сигарет (Кэмел - 7 лари, мягкие, вкусные, можно брать!). Завалились спать, но до 4 утра недалеко гремела музыка в кафе, поэтому спалось так себе (отчасти из-за кондея).
Погода - солнечно и  жарко.

День 5. Наконец выпила нормальный кофе - оказалось, можно во время завтрака насыпать без ограничений в чашку, чтобы потом выпить, когда захочется.

Сходила позже на пляжик – волны, как и вчера, поэтому купалась сидя)) Немного подгорели плечи. Пляж - почти сплошняком мельчайшая галька, а крупная - шириной всего в метра три, и заход в море - по мелкой. Вполне комфортно, хотя в сети пугают булыжниками. Врут!
Еще важное! Выяснили у админа, что здесь в кранах артезианская хорошая вода - ура! Можно пить и не тратиться на минералку (80 тетри 0,5 литра, так что за 9 дней отдыха может получиться сумма в однако!).
Рынок от нас далеко, так что фрукты вполне можно покупать за углом (персики 2,5-3,5 лари, нектарин - 3 лари). Выберусь на рынок только за сыром на отъезд.

Завтрак - манка (без комков, в меру сладкая, почти всю даже съела, хоть не люблю), 2 сосиски, яйцо (желтенькое и вкусное), батон, масло, белый сыр, кусочек бисквита. На столе, кстати, всегда стоит пиалка с яблочным не скажу, что с джемом, скорее с пюре. Ну и чай, кофе. Не знаю - мож кому-то и не нра, но я дома завтракаю почти тем же (каша, яйца, хлеб с маслом). Нравится - не нравится, но чувство сытости до обеда дает.

Обед (и да! Пока помню - порции все очень большие!) - суп из чечевицы с картошкой (на удивление, съела всю бадью), греча с котлетой + свежие огурцы-помидоры + в соуснице свежий томатный соус с кинзой. Ну и яблочный компотец))

Погода - пасмурно. Но на пляже часа три светило солнце, и я успела пригореть ))

Вдоль улицы полно лотков с разным барахлом - к примеру, с дорожными подушечками, шоперами и пр. Так что, ежели чего надо, можно не париться (девочки купили на рынке фен - 25 лари).

На заднем дворе отеля, где я облюбовала себе место для курения и куда выходит кухня, тихо, никого нет и хорошо слышно, как время от времени поет пожилая грузинка, работающая там. Поет грузинские песни, поэтому тихонько сижу, слушаю и получаю кайф от ее пения.

Персики. По дороге на пляж, почти возле отеля лоток с фруктами и овощами. Помидоры 3 лари, огромные персики, до обеда стоившие 3-3,5 лари, в 16 часов уже все по 2,5)) 2 персика - 1,20 лари.

Сегодня много писала.  А плечи таки чуток обгорели))

Ужин - вкуснейший плов с курицей, цезарь (только с колбасой, но много зелени), сулугуни, сметана (?), батон, масло, вино (опять мы допили всё!)))). Кофе пью на улице. Смешной хозяин - все время говорил по-грузински, но потом вдруг ррраз! и, наверное, спецом для меня - по-русски про кофе (что его мало и надо закупить).

Вечером выбрались на прогулку. Думала идти-не идти, решила - прогуляюсь одна по набережной (с винцом) и пораньше лягу спать. Но встретились 2Т (две Татьяны) и мы рванули за впечатлениями)) Набережная очень длинная, вдоль ее полно всяких забегаловок. Все гремит, светится и радуется жизни. Когда окончательно стемнело, то и волны утихли. Сели в кафе с живой музыкой. (Кстати, большинство кафушек полупустые. Дорого??). В огромном открытом зале, кроме нас,  от силы человек 10-12 и длинный мужской стол. Я назвала его «поминальный»)) Поют очень громко и в режиме нон-стоп. Репертуар - зарубежные хиты 80-х, но к концу пошла грузинская музыка. И это был огонь! Потому как все сидельцы поминального стола стали буквально орлами вылетать на танец! Танцуют грузины совершенно роскошно! Когда видишь их в танце вживую, то это здорово впечатляет. Грузинские девушки томны, но ярки и красивы. В танце на фоне своих экспрессивных мужчин смотрятся, конечно, бледновато... Шампанского (20 лари) не оказалось (и славабогу, ибо не пью), поэтому взяли бутылку белого грузинского сухача (45 лари) и к нему для антуражу оливки (5 лари) = в счете 55 (!) лари. Выползли оттуда в полночь. Пока шли по набережной, все на том же уровне продолжало гудеть и греметь. Пока улеглась, на часах второй час ночи, а наутро у нас Уреки-чебуреки)))

День 6. Погода с утра уже обещает жару) Завтрак - овсянка (норм), яишенка, пару ломтиков колбаски (несу песелям) + как обычно, джем, сулугуни, масло, хлеб.

Мария (организатор экскурсий) - шумная затейница. В автобусе стала добиваться от нас более задорного ответа на ее "Доброе утро!")) Оч смешно и хотелось ее придушить. Оказалось, она в прошлом воспитатель из детского сада. Ну вот, в общем, теперь все стало понятно)

Уреки это небольшой поселок, минут 15-20 автобусом из Кобулети. Маленький, компактненький  и почти из советской эпохи, но мне понравился) Пляж - чистый, широкий, но без зелени. Черный магнитный песок. Вход в море пологий и долго мелкий. Дно песчаное. К одиннадцати часам забит народом. Тьма продавцов всякой всячины. Мое впечатление об Уреках - курорт армянского семейного отдыха, потому как и армян, и их детей очень много и для них там, действительно, комфортно. Но такой пляж точно не мое)) Ну и, похоже, магнитный песок меня как-то разбалансировал - уже на пляже стали слипаться глаза, а в автобусе вообще приморило...

Пока грела чайник, с кухни вышел хозяин, увидел что я стою с кофе. Поздоровалась, очень доброжелательно и радостно ответил. Уже уходил, а я, спускаясь, чуток цепанула металлическую планку на ступеньках, - спинным мозгом узрил и мгновенно среагировал  - мол, "ох, осторожнее"))))

И, наверное, после обеда надо бэ наконец помыть голову...

Обед - суп с куриными фрикадельками (пока помню! Все супы здесь - не жиденькая водичка, а вполне домашний густенький супчик!), аджапсандал (оооо! любименькое!), ну и стандартное огурцы-помидоры, батон, легкий и несладкий яблочный компотик.

Плечи с ногой безбожно подпалены)) Поэтому на пляж решила сходить после ужина - 2Т (мои девчонки) уезжают вечером в Батуми, поэтому в планах искупаться, посмотреть на закат под винцо и сигаретку.

Для завтрашних водопадов сбегала на угол за  помидорками и  бананами. Персики вечером по 3, но есть и по 1 лари - с виду вроде и ничо, но не рискнула.

Забежала в ближайший обменник - 1 доллар = 2,6 лари. Пожилой интеллигентный обменщик удивил:   сказал, что и наши белки может поменять. Курс не стала уточнять, но если шо, можно будет скинуть. Рядом же купила красивейшую сырно-яичную лепешку за 4 лари и наконец спросила за гату - 3 лари. Продавщица – молодая круглолицая грузинкаочень приятная, так что возьму на пробу (завтра, либо даже сегодня).
Голову вымыла, а значит вечером можно купаться и пачкать по новой))

Ужин - домашние пельмени, супчик с укропом, салат (морковь, картофель, свежий горошек), арбуз.

анжела джерих
Бойтесь своих желаний)))  Перед поездкой, начитавшись отзывов, я подумала, что было бы неплохо заиметь на пляже пса-охранника.  Поэтому принесла пакет с едой и… ко мне тут же подбежала огромная лошадь с желтой биркой под номером «381» на ухе)))  381-й – огромный песель с глазами и носом цвета какао. Он съел всю принесенную еду, отобрал у меня и вылизал весь пакет, а затем плюхнулся своей бочиной аккурат на мою белую юбку) Пришлось его полчаса гладить, ну а потом отмывать ставшую чОрной руку)))

Местная пожилая грузинка вечером, сидя возле меня на лавке на набережной: "Мне доктор приписал дышать морским воздухом, поэтому каждый вечер прихожу сюда и дышу". Отличный лайфхак для одиноких дам на вечернем моционе - если что, то так и говорить))

Сижу на лавке, курю. Уже темнеет. Наблюдаю за одинокой дамой лет сорока пяти, остановившейся неподалеку.  Дама в нарядном черном гипюровом (!) платье в облипку, держит напротив лица селфи-палку и придает своему лицу разные выражения. На фоне тотального грузинского вечернего расслабона  это было очень смешно)))

День 7. Завтрак - рисовая каша, яйцо, пару сосисок. В поездку дали ланч-бокс: 2 сосиски, яйцо, ломтик сулугуни, помидорки, пологурца и хлеб. Я еще взяла свою целую лепешку, банан и немношк винца)) По итогу: вечером привезла назад банан, яйцо и помидоры. Плохо то, что отъезд поставлен уже на 9.00 - прям сразу после завтрака, ни перекурить, ни сбегать на дорожку в туалет))

Поездка на Аджарские водопады.Природа совершенно роскошная. Начали с локации «Слияние двух рек», где не смешиваются их цвета. Очень красивое зрелище, поэтому грех было не выпить. Оттуда и понеслось)))

Первый водопад (загуглить название!): стартом, как обычно, дегустация вин у своего продавца. В результате взяли себе литр розового к обеду (20 л )) Вкусное вино, так что регулярно причащались) На водопаде выступал женский национальный коллектив - пели, потом начали танцевать. Потом 2Т, разогретые розовым, вступили в танец и произвели фурор)) Решили отметить это дело, заскочив в кафе и заказав рекомендованные местные блюда синори и борано. Синори - мимо, ибо долго готовятся, а борано имелось в наличии, и оно прикольное - типа сулугуни, сваренного в сливочном масле, причём при этом его быстро мешали ложкой и оно на выходе получается нитевидным клубком. В масло (как потом прочитала) рекомендуется макать хлеб, так что мы все делали правильно, макая туда мою припасенную лепешку. Пока ели и смеялись, напротив сел какой-то молодой мусульманин с женой, замотанной в чадру. Как же он на нас смотрел!))) Я даже боялась встретиться с ним взглядом, ибо там и так очень отчетливо летала его энергетика - в виде черной зависти7 или ненависти??к нам, веселым поддатым женщинам без паранджи))

Кстати, в Грузии повсюду очень много мусульман и их паранджей. Встречаются даже туалеты, где 2 разных очка - для православных и для мусульманок. И, кста, - туалеты есть на всех локациях! (На самом деле в путешествиях этот момент очень важен, а, приезжая из Беларуси, где с туалетами вечные проблемы, видишь, как вообще в норме все может быть прекрасно устроено).

Рекомендовали взять купальники для водопадов, но не предупредили, что будет негде переодеться. Гид пожала плечами и сказала, что, это можно сделать только в туалете. За 1 лари я решила, что переодеваться не буду)) Забегая вперед,  скажу - я в водопаде не купалась, но, в то время, как все толкались у него,присела на камушек и знатно охладила ножки в горной речке. Кроме того, лучшие ракурсы (водопад во весь рост) получаются как раз, если не идти с толпой к воде, а отойти немного взад - там и народу не бывает, и захват ширше и лучше.

Второй водопад – исторические подробности о нем не помню, но ноги охлаждала именно там)))  По дороге встретились домики на ножках в кукурузе, необычная бабочка, дупло, орегано (?) и красивейшие мхи.

По приезде в гостиницу обнаружила, что на моем кофейном месте сидел хозяин и кушал)

Море гуд, но немного с волнами, поэтому не плавала, а просто искупалась.
Ужин - спиральки с сыром (почти холодные), 2 куска вкусной пиццы. Огурцы, помидорки, сметана (кстати, со стола все можно брать в номер, а потом просто вернуть тарелку). Вино, как обычно берем уже по 3 стакана на одного)))

В инсте второй день пишет некий грузин, нашёл меня по геолокации в сториз. Вечером никуда не пошла, легла пораньше спать, ибо умахалась, а
завтра предстоит Мартвильский каньон.

Погода всюду была жаркой, но в меру, и солнечной.

День 8. Завтрак - манка, блинчики с мясом, ну и все сопутствующие. Ланч-бокс такой же, как вчера. Поэтому решила взять только половину своей лепешки, а яйца оставить в холодильнике. Ну и винцо, конечно, закинула + немного воды (поездка до 7 вечера, поэтому хэзэ, как пойдет).
Выезд в 9.30 - аллилуйя! Даже успела выпить кофе) 2Т не поехали. В автобусе уже сидела группа из Батуми.

Сначала Шектевили. Дендропарк открыт с 10.00,мы приехали в 9.45 - какого чёрта был такой ранний выезд??... У входа присела на лавочку и сразу познакомилась с колоритнейшей грузинкой! Нана из Тбилиси, отдыхает с мужем и подругой в Уреках. Очень открытая и классная, с крупными чертами лица (я сначала приняла ее за мулатку). Пока гуляли по дорожкам, она меня пощелкала , а потом неожиданно предложила сфоткаться вместе на память. Легко обнялись, как подруги...И вот  удивительно – с близкими людьми часто держишь жесткую тактильную дистанцию. А потом однажды с совершенно незнакомым тебе человеком – рраз! и готов расцеловаться…

Парк очень красив. Вход бесплатный, туалет тоже. Увидела впервые дерево гингко - неказистое))) Насобирала опавших листьев эвкалипта - даже сухие, если потереть, дают специфический сильный аромат. Фауна мне особо там не интересна (фламинго, которых хотела посмотреть, в реале живут далеко в центре водоема, поэтому их толком не видно, так - некое розовое пятно). А вот флора и ее оформление впечатлили! К автобусу пришла впритык, можно было бы и больше погулять там))

Далее каньон. Ехали часа два. Входные билеты с катанием на лодке - 32,5 лари. Побежали сразу в туалет освежиться (очень душно), затем лодка (нам дали жилеты, но не досталось мужчин на весло), затем каньон – просто фантастика! Реально бирюзовая вода! и крытые спуски-подъемы), мощеные дорожки с ограждением и даже есть лавочки с урнами для перекура. Бирюзовая вода каньона кажется совсем близкой, но в реале она довольно глубоко в ущельях, и я все время боялась выронить туда мобильник во время съемки. Во время чуть вложились! Есть в кафе уже было совершенно некогда, поэтому ссобойка - наше фсё!

Далее фабрика чурчхелы. Фабрика - заявка, канеш, оч громкая): просто ИП, имеющий свой цех и магазинчик. В фабрике очень жарко (из-за печей). Чурчхела от 2 до6 лари. Я взяла 5 штук по 2 лари, продавец почему-то посчитал из по 1 лари - даже не стала спорить))
Пока ждали автобус, разговорилась с туристкой (минчанка, отдыхает в Батуми) - путевка 945 долларов (самолет), потом сказали оплатить еще 50 хэзэ за что, три дня были в Тбилиси, летели из Минска в Кутаиси.

Приехали в 19.00,прям аккурат на ужин и прям в дождь (до этого видела кусочек радуги и молнию). Дождь полил, но быстро закончился и сразу солнце, так что можно было идти на пляж. Но я умахалась в дороге, поэтому поужинала (салат из сырой моркови с зеленью, пюре с куриной котлеткой, арбуз +вино), потом выпила кофе и задегустировала пахлаву (душевная! Надо взять домой).

Уснула около 2-ночи.Ночью проснулась от странного ощущения - как будто мое тело размагнитилось (?) или дрожало, теряя четкую форму и контур (?). Оч странно…  грешным делом подумала , что землетрясение… (upd: как потом оказалось, был сход лавины в Раче. Неужели никто больше не чувствовал???)

День 9. Ура! первый мой день без экскурсий и спешки по часам! Но проснулась и встала рано.Жара.

Завтрак - бадья овсянки, яичница, сосиски,  выпечка (что-то типа зебры, вкусно! Оставила к кофе).

Сразу ушла на пляж, отбыла до 12.00. Море без волн, накупалась. Вроде народ заметил дельфинов, но я не увидела.

В отель, как я поняла, подъехали новые туристы.

Обед - суп овощной с вермишелькой (вкусный!), оджахури (тушеная картошка с курицей), соус из свежих помидор с кинзой.

Пошли с Таней на пляж с 16 до 18.00. Я наконец равномерно подкоптилась))
Ужин - домашние пельмени, лобио (лепешка с фасолью, душевнейшая!).
Думали с Т продолжить вечером, но она не пришла и я рада, ибо меня клонит в дикий сон, поэтому ложусь аж в 22.16.

День 10. Выспалась)) Завтрак - манка, колбаска, оладушки (к ним яблочный джем), яйцо.

С утра жарко, но, вроде как, есть ветерок (в прогнозе дождик, но upd его так и не было), поэтому в планах рынок, ибо при жаре точно не дойду до него.
Рынок - таки дошла) В 10.30 центральная улица Кобулети практически пустая и есть тень. Если идти ножка за ножку, то минут 40-50. Как такового рынка (по нашим понятиям) нет, просто сидят торговцы вдоль улицы и продают ровно то же, что и в центре. На переходе водила такси увидел, что я рассматриваю дорогу и тут же стал предлагать свои услуги - сказал, что на рынке я сыр не найду, но он меня может завезти. При слове «завезти» неопределенно машет рукой куда-то в горные вершины, заросшие лесом. Ггг) давно так не смеялась)) Старый пердун вешал лапшу на уши прожженной тетке)))

Сыр и джонджоли продаются в небольшом павильончике-магазинчике под названием типа Сельхозпродукция (он через дорогу от рядов). Джонджоли (название – просто песня!) стояло на витрине в 3-х литровой банке и только у одной женщины, цену не спрашивала, просто попросила насыпать в пакет объёмом на стакан (5 лари).  Продавщица заверила, что до Беларуси довезу и ничего не испортится.  Потом просто промыть водой с солью, добавить лук и специи + масло. Еще взяла 2 баночки аджики (5 лари). Рядом взяла сыр – подкопченный сулугуни, целая головка (28 лари). Еще купила сувенирную керамику (5 и 9 лари). Потом нашла роллет с турецким кофе - по виду такой же, как и в гостинице, но попробую на вкус. Ежели понра, таки поутряне схожу и куплю, так как цена более чем красивая - 500 гр всего за 10 лари!

Почти от рынка за мной увязался песель - бежал, тяжело дышал, поэтому думала, что хочет пить, но от воды отказался. Решила купить ему хотдог, ибо видела, что песель голодный. Возле рынка обменник мне деньги не поменял - 20 долларов для него, видите ли, мелкая купюра) Потом с 50 лари мне никто не давал сдачи (видимо, еще не было денег в кассах) - соответственно, нет и хотдога(. При этом многие туристы уже сидели и ели в кафе, и ни одна блядь не кинула песелю хотя бы кусок хлеба! В общем,  наконец купила и хотдог (3 лари, хотя всюду по 2) и себе нечто с сыром и маслом – слоеное и вкуснейшее.  Песель ел оч культурно: брал у меня из рук небольшой кусочек, уносил в сторону, садился,  аккуратно ел и тихо подходил за новым. Дошел со мной прям до гостиницы, причем пару раз, видать, нарушал чужие границы, за что был подвергнут нападкам местных псов. Даже забежал на наше крыльцо, но тут вышел хозяин и отогнал моего спутника))

Обед - огромная тарелка густых щей, пюре с куском хека в панировке, домашний соус, огурцы и помидоры. Для меня, конечно, это оч много, поэтому щи съела на треть.

В 16.30 пошла на пляж, еще жарко, так что после обеда лучше ходить к 17.00 и позже. Возле берега волны нанесли немного мусора - думаю, это связано с оползнем в Раче (7.08 в Грузии траур по погибшим). На пляже меня сразу запеленговал 381-й! Но я лох - не взяла даже булку для него, поэтому быстро плюхнулась в море, чтобы не объясняться)) 381-й подошёл к моим шмоткам, сел в сторонке и долго сидел, деликатно отвернувшись в сторону и тем не менее высказывая мне укоризну - мол, что же ты! Мы же вроде как друзья, а ты мне ничо не принесла! ((( Чувствовала угрызения совести, пока 381-й не ушел и не сел поотдаль, возле семейной пары (надеюсь, ему там что-то дали).

Ужин - гречка с овощным рагу (вкусно!), салатик типа рис/сыр/рыба (?), арбуз... Поскольку из пьющих и здоровых за столом остались только мы с Т, то накатили с ней все оставшиеся порции (всего по 250 гр)...
Вечером планировала прогуляться чуток по набережной и посидеть на закате - как доктор рекомендовал))))

После ужина вышла покурить и задегустировать кофе, но мой столик был  занят. Присела возле двух молодых семейных пар. И понеслось.... Сначала мне было любопытно, но потом скучно))) Девица старше мужа на 5 лет, он ведет бизнес на удаленке, поэтому даже здесь на отдыхе целыми днями торчит в телефоне: «Я всюду езжу, но мужу нельзя!... Можно я похвастаюсь историей нашего знакомства? Потому что оно было сказочное!..» Уйти никак не получалось (ох и любят попи*деть про себяшечек)... Захвалила мое итальянское платье... Сказала, что завидует моей свободе и смелости поехать в тур одной...   Чуть ушла от них в 22.30, сославшись на разговор с дочкой. Кстати,  кофе-то я выпила, но из-за пи*дежа не оценила качество))) Уснула около 1.30.

День 11. Проснулась в 7, встала в 9 - наконец-то обычный ритм)) Хотела сегодня залечь пораньше на пляже - часов так с 8 до 10 утра, но, видно, не судьба))

Завтрак - рисовая каша (оч вкусная! Вот прям моё), 2 сосиски, гренка (обжаренный батон в молоке и яйце, совсем, как в детстве делали), кусок выпечки (оставила к кофе).  До пляжа добралась только часам к 11. 00, встретив по дороге вчерашнего жОниха-страдальца (плакал и жалился мне на жизнь). Рассказала ему историю отношений Вальки с Игорем и быстро свалила на морюшко, ибо нет никакого желания слушать здесь эти драММы).

381-й сидел в теньке на лестнице, поэтому вернулась за пакетом с едой (часть еще осталась в холодильнике) и покормила его. Морюшко тихое, так что практически не вылезала из него аж до 12.30.

анжела джерих
Сексуальные морские игры: крепенькая тетенька запихнула себе подмышки ноги своего дяденьки (толстого и лежащего на воде бревном) и таким образом катала его)) Затем он, видимо, чтобы в ответ сделать ей приятное, стал позади нее, но оч близко (прижавшись животом к ее спине) и стал хлопать по воде и под ней руками, на что довольная тетенька, хохоча, сказала: "Настоящее джакузи!"

Обед - супчик типа харчо с 2 кусочками свинины, тушеная красная фасоль (лобио), огурцы - помидоры.

Крашу ногти и отдыхаю. В планах выпить таки новый кофе, разобрать камушки. На пляж пойду ближе к 18. 00, потом хочу посидеть на набережной (то, что планировалось на вчера, но похерилось благодаря соседям с их санта-барбарой). + надо бэ купить пачку сигарет (в дорогу. Кста, сигареты в Грузии оч вкусные!), ну и винца (?), ибо киндзмараули закончилось))) У нашего управдома Алексея узнала, что кофе таки турецкий и, да, здесь он дешёвый, поэтому завтра сгоняю утром на рынок.

На ужине мы сидели втроем в почти пустой столовой, поэтому опять допили всехнее вино))) Что подавали поэтому особо не запомнила, но арбуз был точно) Вечером с 2Т побежали на пляж ловить закат в шляпу, а потом пошли в кафе - рядом и где поют вживую. Столик на 3 прямо в центре зала и напротив сцены, прям вип-ложа. Певица - оч колоритная грузинка, с мощным голосом Нани Брегвадзе. Получили массу удовольствия от ее пения. Спела пугачевское "Не отрекаются любя". Брали бутыль грузинского ШМП и сырное ассорти - 6 ломтиков 3-х видов (по 18 лари на чела). Потом подвалил народ на танцы, стало жарко и душно и мы схиляли. Доедали сырное ассорти уже на задней веранде гостиницы под желто-оранжевой и почти еще полнолунной луной) Спать завалилась поздно в твердом намерении наконец утром! идти! на море!

День 12. Под утро проснулась от духоты - забыли открыть балкон или включить кондей. И еще зажало шею. Поэтому с утра состояние чуток некомфортное.

На завтрак выползла к 9.30 - овсянка, сосиски, яйцо, выпечка - рулет с джемом. Джем оч вкусный - ассорти, ягодно-яблочный, не приторный.
Поскакала на пляж, решив принять душ уже после него. Сегодня +34, поэтому в 10.30 на море уже пекло. В воде полежать не удалось, ибо сильная волна возле берега. Побыла около часа, обмылась под душем и побрела на рынок за кофе. Поменяла по дороге 5 долларов, решила больше не менять, а лучше сегодня ни на что больше не тратиться.

По жаре дошла норм, только шея не гнулась) Туда-сюда справилась ровно за 2 часа. Пришла мокрая, поэтому опять в душ. По дороге купила слоеную лепешку с фасолью (3 лари). И решила, что везти литр вина -  как-то слишком по барски, ибо в обычной бутле всего 0,7 л. Так что вполне можно 300 гр и отпить)))

Обед - рисовый супчик с овощами, гречка, кусок грудки (жестковат), соус (помидоры, чеснок кинза).

На пляж в такую жару пойду только после ужина. Возможно, искупнусь и просто посижу (очередная попытка!!) на набережной.

Управдом сказал, что выселение к 11.00, потом болтаемся до обеда, обед и продолжаем болтаться до вечера. Плохо представляю себе это на жаре. К тому же, шмотки уже будут в сумке, так что и на пляж особо не разгуляешься сходить. Да и помыться потом будет негде, благо, что хотя бы туалет откроют. В целом, не особо парюсь, но переживаю только за джонджоли - попробую попроситься в холодильник на кухне.

Вечером пошла на пляж после 20, захватила еду (часть) песелям. 381-го сначала не увидела, поэтому отдала другой собане – маленькой особе, явно дворянских корней и с умными глазами. Подошел 381-й, но маленькая дворянка слегка зарычала, и он покорно отошел. Собака, видимо, довольно старенькая - нет зубов, но однако вот такая собачья иерархия.

Море штормило, поэтому не купалась, а просто смотрела закат - солнца не было, но всё небо было залито алым цветом (видимо к завтрашнему шторму). Поднялась на скамейку, на другом конце которой сидела женщина. Минут через пять она неожиданно спрашивает: «Не хотите угоститься армянскими сигаретами?» Я сначала даже опешила))) Познакомились. Марина - армянка, снимает неподалеку жилье за 30 лари. Рассказала про свою личную жизнь. Сетовала, что грузины не говорят по-русски. И мне это было удивительно слышать – ладно мы, русскоязычные, можем на это жаловаться, а вот поди ж ты – и армянам некомфортно…

Пришла домой. Посмотрела на сумки и…. решила собирать их уже завтра)))

День 13. День отъезда. Встала в 8 утра, завтрак - манка, яичница, колбаса (взяла собакам). После сразу пошла на пляж. По дороге в теньке спал 381-й, покормила его напоследок.

На море сильные волны с белыми гребешками, нанесло к берегу много мусора. Окунаться не стала, просто посидела в воде, пока волны не усилились.

В 11.40 освободили номер, а я освободилась от старых босоножек))) Сумки неподъемные, особенно с продуктами. За холодильник не пошла спрашивать... Уселись за стол на переднем дворе, уткнулись все в гаджеты и стали ждать. Хотя бы обеда дождаться для начала) Оч ветрено и влажно, руки быстро становятся влажно-липкими.

Обед - чечевичный суп, пюре и мясо с подливкой. Поскольку оч душно и влажно, то совершенно не хотелось гулять ни по городу, ни по набережной, поэтому после обеда устроилась поудобнее на стуле (подушка под голову, ноги на стенку) и замерла. Потом правда заставила себя выйти за сигаретами. По дороге решила скинуть остатки денег, так что в итоге неожиданно приобрела сувенирную бутылочку Саперави (200 гр) за 5 лари + имеретинский хачапури и 4 домашних яблока (так захотелось обычных домашних кислых яблочек!). За яблоки надо было отдать1 лари  - выгребла продавщице всю мелочь, а на выбор также предлагаю купюру в 10 лари.  На крупную купюру сдачи у нее нет, а в моей мелочи не хватило 10 тетри. Продавщица добродушно улыбается, лениво от жары кивает мне головой и машет рукой - идите, принесете завтра) В общем, скинула всё, осталось на память монетка в 2 лари.

Автобус приехал в 16.45. Загрузили чемоданы и стали ждать отбытия в 17.50. В туалет можно было ходить в админском номере. Кстати, набирала там воду, и она оказалась ледяной,  в то время как у нас на 3 этаже надо было долго спускать... Перед отъездом съела кусок лепешки, ибо хэзэ, когда теперь поедим, ну и сразу вырубилась в бусе.

День 14. В час ночи въехали в ад - начали переход границы. Переходили 4 часа - куча народу - как на грузинской стороне, так и на осетинской. На осетинской тетка-погранец опять доколупалась до биндюжника – спрашивала, чтоб назвал фио, дату, возраст, требовала документы, где есть его фото. Минут 10, не меньше.

У меня состояние зомби - шатает. После осетинской рискнула на биотуалет - думала, будет страшнее)) Грузинский кпп в стадии постройки, поэтому с туалетом там всё оч плохо.

В 8 утра - первая большая остановка, где можно было сходить в туалет (15 рэ, сходили аж дважды, ибо пили кофе) и поесть в кафе. Есть не хотелось в такую срань, поэтому доела лепешку и запила водой. В кафе взяла поллитра воды (25 рэ) и 2Т соблазнили на чашку американо (120 рэ, вкусный! Расчет только налом или на телефон) под их коньяк)))  После чего в бусе меня благополучно вырубило часа на 3, и голова посвежела.

Пекло. Проехали Минводы и Невинномысск (Оля Березкина, привет!).
Стоянка на заправке в полдень. Сгрызла яблоко, в кафе ничо из фастфуда решила не брать - пообедаю на следующий стоянке, и надо поменять деньги (ибо в остатке всего 380 рэ, а ехать еще 2 дня).

Зарядила мобильник - в бусе, кста, между сиденьями есть вход на 2 зарядника (1 круглый и 1 плоский).

Следующей стоянкой оказался краснодарский Горец - пошла, чтобы поесть горячего. И это пи*дец! - дикая очередь на кассу, поднос не берешь, а делаешь выбор кассиру и называешь сразу же номер своего столика (все было занято, повезло, что у девочек оказалось место). А потом сидишь и ждёшь. Хотела яишенку, но, видимо, ее им некогда готовить, поэтому обошлась пюрешкой (100 рэ) и капустным салатом (50 рэ). Ну такое себе... Но выбора не было. Добавила ломоть соседского хлеба)))) Туалет - 20 рэ.

И едем в Ростов, придумав по дороге какую-то неожиданную остановке для закупки арбузов и масла - нагуя?! Отстояли на ней минут 20 на жаре +34! Народ рвал халявный подсолнух, покупал дыни и масло. Все бы ничего, но при таком солнцепеке хочется быстрее ехать и быстрее добраться до гостиницы... Дорога на Ростов скучная и неинтересная - плоские поля залитые солнцем, деревьев крайне мало. Всю дорогу дремлю, хотя включили тот самый сериал с плоскими диалогами))

анжела джерих
Ростов - огромный, с неожиданными крутыми и старинными улочками в центре. Поменяла у Саши 50 долларов на россию - все равно ехать в Питер. Наша гостиница Старый Ростов как раз там, в центре, в старинном здании. Внутри - помпезно, дорага-багата - с золотыми канделябрами, ковкой и претенциозными картинами в номерах. Набережная в 5 минутах спуска вниз, поэтому с 2Т кинули сумки, сразу сбегали за ШМП в ближайший магаз (Цимлянское + закусить наш брест-литовский сырик), накатили, приняли душ и пошли прогуляться. К тому же, жутко душно (+34+35) и у меня за день затекли немного ноги. Набережная оч красивая, огромная, яркая, в огоньках, много прогулочных корабликов + куча заведений. Остановились на том, чтобы выпить кофе либо по бокалу вина.

Про кофе по-ростовски рассказывала отдельной историей, ибо это было шедеврально))) Потом бегом забежали в Магнит (алкоголь в РФ до 23.00), купила жестянку вина (100 рэ) + грушу-яблоки (80 рэ). Пришли в гостиницу, а там нет света (какая-то городская авария), чуть попала в номер)) В 02.18 проснулись со Светой от громкого звонка - спросонья думали, что будильник, потом я сообразила, что это городской телефон в номере. Дооооолго звонил)) Наверное, кто-то хотел предложить двум девочкам свои услуги)))

День 15. Проснулась часа в 4 утра, пока лежала, услышала шум и не поверила - таки прошел дождь! Как и у нас в Беларуси.

С удовольствием долго поплескалась под прохладным душем. Завтрак предполагал выбор между сосисками с яйцом и блинчиками. Остановилась на блинчиках с творогом и сметанкой (оч вкусные, только совсем крохотные) + прилагался бутер с приличной колбасой. И поняла, что оч хочу чая с лимоном и даже с сахаром (!).

С утра, хоть ещё и немного пасмурно после дождика, но уже довольно душно. Первая стоянка - опять ненавязчивая дегустация, но уже Таманских вин. За счет подгона клиентов водилы набрали 8 коробок вина (думаю, чуть ли не даром). Если честно, то это уже поднадоело, ибо стоянка затянулась, стало жарко, да и домой уже хочется ехать быстрее. Но были и плюсы)) - успела 2 раза на wc (бесплатно и за 20 рэ), а также покурить и даже не торопясь поесть (пюре 90 рэ, наконец яишенка 120 рэ и салат из капусты 50 рэ). Ну и в последний момент взяла маленькую бутыль саперави (200 рэ).

На стоянке много военных машин со знаком V и военных - молодые крепкие парни.... Наша разудалая семейка набрала коробку вина и фломастером подписала название про себя «Мафия» - ггг)))

И последнее российское воспоминание  в этой поездке – туалет в Вороонеже, куда ночью стояла дикая очередь туристов из трех автобусов и в котором была невыносимая вонь – такая, от которой я не могла потом отмыться даже дома.  Так что теперь у меня два новых определения полного отстоя – кофе по-ростовски и туалет по-воронежски)))