суббота, 8 января 2022 г.

Кони Светланы Сказневой...

ольга круглова художница
«По широкому чистому полю скачут лошади рысью, стрелой, развивая роскошные гривы, только пыль на траве молодой»

Если верить статистике ВКонтакта, к концу года автоматически подсчитывающей все достижения пользователя, за 2021 год я просмотрела там четыре Эйфелевых башни метров ленты. Но если я попытаюсь вспомнить из этих сотен метров хотя бы пару сантиметров чего-то интересного, то вряд ли смогу. А вот на Фэйсбуке я ленту практически не читаю, однако именно там по осени мне встретилась статья, впечатлившая меня настолько, что я хочу написать о ней у себя в блоге. Потому что история эта разорвала мне сердце и заставила плакать…

«По широкому чистому полю скачут лошади рысью, стрелой, развивая роскошные гривы, только пыль на траве молодой»

Хорошие стихи, правда? Есть в них что-то светлое, мечтательное, недосягаемое…. А написала их Светлана Сказнева, у которой в медицинской документации  написано: «ДЦП, органическое поражение головного мозга, глубокое слабоумие (!). Олигофрения в степени выраженной дебильности (!). Речь отсутствует. Общается с помощью мимики и жестов. Выполняет простые инструкции. Примитивна (!). Демонстрирует значительное снижение когнитивных функций. Образ жизни вегетативный». Запомнили диагноз?

Да, это, к сожалению, не ошибка. И история Светланы просто потрясает!  Вот что написала сама о себе «олигофрен с вегетативным образом жизни»  в предисловии к книжке своих стихов  (!) (причем написала  все сама, мизинцем левой руки, на стареньком кнопочном телефоне, лежа в психоневрологическом интернате):

«Родилась я в небольшом городке Лысково Нижегородской области. В 7 месяцев я переболела менингитом. До 9 лет я жила в деревне с бабушкой и дедушкой по маминой линии. Мама и папа жили в городе. Читать и писать я научилась примерно лет в 11, но в школу я не ходила и учителей у меня не было. Потом бабушка заболела и умерла, и родители взяли меня в город. Когда мне было 15 лет, умерла моя мама. Папа бросил меня, женился на другой. А со мной стала жить мамина сестра — моя крестная. У нее была маленькая дочка. Так мы и жили втроем. Когда мне было 30 лет, моя крестная сильно заболела. Наши родственники решили отправить нас — ее в дом престарелых, а меня в дом инвалидов. И так меня привезли в инвалидный дом.

Когда меня привезли в интернат, меня поселили на второй этаж. Там жили ходячие и лежачие женщины. Но мне было очень страшно, тоскливо и одиноко среди чужих. Каждый выходной я ждала своих родных, но они все не приезжали ко мне.

Родные приезжали очень редко. День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом — я стала понемногу привыкать. Одна медсестра  заметила во мне талант к поэзии. Хоть чем-то себя занять. Я начала пробовать в голове сочинять стихи. У меня получилось. Я попросила медсестру Наталью записать то, что я сочинила, на бумагу. Я ей говорила, как могла, а она писала….

Моя двоюродная сестра Лена приезжала ко мне раз в год, на день рождения, и я попросила ее купить мне телефон. Она купила. И я стала учится писать на телефоне. Мне стало легче писать стихи: я набираю текст и сохраняю его в черновиках, а потом прошу кого-нибудь переписать его на бумагу.

Вот так я и живу в доме инвалидов среди чужих людей.
Я отношусь к своим стихам бережно и с особым вниманием. Если в тексте будет хоть одна ошибка, я сразу же заставляю исправлять эту ошибку — ведь одна неправильная буква или слово испортит все стихотворение».

Напомню, что это пишет о себе «олигофрен с выраженной дебильностью». И вот эти стихи написаны им же:

ольга круглова художница
«По широкому чистому полю скачут лошади рысью, стрелой, развивая роскошные гривы, только пыль на траве молодой»

Конечно, история Светланы Сказневой это, прежде всего, пример человеческого мужества и силы духа. И, прочитав о Светлане, в первую очередь из ее истории можно сделать вывод, что вот, мол, человек – лежачий инвалид, официально признанный «овощем», а при этом не сдается. Не то что некоторые, у которых все есть, а они страдают прокрастинациями всякими и вечно жалуются на жизнь… Это все так. Однако меня  поразило совсем другое. Меня поразило, насколько велика сила творческого огня человеческой души, что даже в таких максимально ограниченных условиях он смог вырваться наружу и проявиться в такой прекрасной и чистой форме! Душа человека-творца воистину удивительна, поскольку ее не может остановить никакое физическое несовершенство человеческого тела – если она хочет рисовать, то безрукий художник будет рисовать ногами или зубами, а если она захочет слагать прекрасные стихи, то не смотря ни на что сделает это, даже если поэт признан «примитивным» и плохо владеет речью. И вот тогда мы и услышим, как по широкому чистому полю скачут лошади рысью, стрелой, развивая роскошные гривы, только пыль на траве молодой…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О взаимовдохновении

04 августа 2020 Нередко в сетях наблюдаю, как авторы интересных и познавательных страничек начинают переживать за то, что их, наверное, ни...